ЗАЩИТА И МОНИТОРИНГ ПЕРЕПОЛНЕНИЯ БАКА И ЕГО ПЕРЕЛИВА
Топливные баки на самолетах Airbus спроектированы таким образом, что в случае их переполнения топливо, через дренажный трубопровод(vent line), перетекает в дренажный бак(vent tank). Каждый дренажный бак оборудован воздуховодом и ограничителем распространения пламени - NACA, через который топливо может вытекать на землю, если дренажный бак(vent tank) заполнен.
Автоматическое закрытие клапанов заправки (refuel valve).
Во время заправки, на самолетах семейства A320 клапан заправки топливного бака(refuel valve) автоматически закрывается при достижении установленного (на панели заправки (рис1.1) количества топлива или при достижении топливом датчика высокого уровня топлива (high level sensor).
(рис.1) Функциональная схема системы заправки и дренажа самолета A320.
Заметка:
Проверка защиты от переполнения должна проводиться перед каждой заправкой путем нажатия переключателя TEST на панели заправки топлива(refuel/defuel panel), сначала в положение LTS для проверки исправности световых индикаторов, а затем в положение HI LVL для проверки защиты и датчиков переполнения, расположенных в каждом дренажном баке.
(рис.1.1) Панель управления заправкой (refuel/defuel panel) самолета A320.
Функция контроля перелива топлива
Функция контроля была впервые введена на самолете A321 для оповещений ECAM FUEL L(R) WING TK OVERFLOW в случае переполнения топливом, обнаруженного датчиком переполнения(overflow sensor) в дренажном баке. Предупреждение ECAM (модификация 154427) теперь устанавливается на самолетах A319 / A320 с мая 2013 года (серийные номера самолетов 5597 и далее). Оно может быть установлено и на ранее построенные самолеты A318 / A319 / A320 с сервисным бюллетенем A320-28-1216.
САМОЛЕТЫ A319/A320/A321 ОСНАЩЕННЫЕ СТРУЙНЫМИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИМИ НАСОСАМИ(TRANSFER JET-PUMPS) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАКА
Перекачивающие струйные насосы были установлены на самолетах A321 при его вводе в эксплуатацию, для упрощения топливной системы, заменив электрические топливные насосы центрального бака, ранее использовавшиеся на самолетах семейства A320 (рис. 2).
Для упрощения топливных систем самолетов A319ceo и A320ceo (поставленных с 2014 года), в их центральных баках были так же установлены перекачивающие струйные насосы(transfer jet-pumps), которые являются стандартными для всех самолетов A319neo, A320neo и A321neo.
(рис.2) Сравнение систем подачи топлива самолетов семейства A320, не оснащенной и оснащенной струйными насосами для перекачки топлива.
ЗАПРАВКА ТОПЛИВОМ
Во время заправки, кнопка переключения режима перекачки топлива центрального бака(MODE SEL) должна находиться в положении AUTO (отжата и без подсветки) для того, чтобы левый и правый клапана перекачки(transfer valves) оставались закрытыми. Топливные насосы, а так же левый и правый кнопочные переключатели центральных перекачивающих клапанов CTR TK XFR могут быть как включены, так и выключены.
Заметка:
Переключатели будут выключены (не светятся), если летный экипаж уже выполнил подготовку кабины(SOP - cockpit preparation).
Центральный и внешние крыльевые баки (outer wing tanks) заполняются первыми в ходе обычной заправки. Как только внешний бак будет заполнен топливом, внутренний бак (inner wing tank) будет заполняться топливом через сливную трубу(spill pipe) (рис. 3).
(рис.3) Обычная дозаправка на самолете семейства A320, оборудованным перекачивающими струйными насосами (в этом примере cockpit preparation уже выполнена)
Разлив топлива по причине установки кнопки переключения режима перекачки топлива(MODE SEL) в ручной режим(MAN) при осуществлении автоматической заправки.
Были замечены случаи утечки топлива на самолетах А320 центральные баки которых были оснащены перекачивающими струйными насосами(transfer jet-pumps).
Кнопка переключения режима перекачки(MODE SEL) была оставлена нажатой т.е. в положении MAN (кнопка подсвечивается) во время осуществления заправки ВС. При таких условиях, клапана перекачки(transfer valves) принудительно остаются в открытом положении и топливо подается на насосы перекачки(transfer jet-pumps) (рис.4). При включенных насосах перекакчки(transfer jet-pumps) поток топлива, обеспечиваемый топливными насосами(fuel pumps), перемещался из центрального бака в крыльевые баки. Несмотря на то, что клапана заправки(refuel valves) автоматически закрывались, когда было достигнуто предварительно выбранное количество топлива, клапаны перекачки(transfer valves) оставались открытыми, и насосы перекачки(transfer jet-pumps) продолжали перекачивать топливо из центрального бака во внутренний бак. Когда крыльевые баки были полностью заполнены, топливо выталкивалось через дренажный трубопровод(vent lines) крыльевых баков в дренажные баки(vent tanks) и в итоге выливалось из дренажного отверстия NACA на землю.
(рис.4) Разлив топлива из-за переключателя режима(MODE SEL), оставленного в ручном положении(MAN) на самолете семейства A320, оборудованным перекачивающими струйными насосами(transfer jet-pumps)
Соблюдение SOP не позволяет оставить FUEL MODE SEL в положении MAN
SOP в части «Parking» просит летный экипаж отключить топливные насосы(fuel pumps) и центральные перекачивающие клапана(center transfer valves). Это означает, что топливные насосы, левый и правый кнопочные переключатели CTR TK XFR должны быть в положении OFF (кнопка горит). Кнопка переключения режима перекачки топлива(MODE SEL) должна находиться в режиме AUTO (кнопка не горит).
(рис.5) Конфигурация верхней панели FUEL согласно - SOP «Parking»
Процедура COCKPIT PREPARATION
Перед каждым полетом экипаж должен погасить все белые огни на верхней панели во время подготовки кабины в соответствии с философией «темной кабины». Все топливные насосы, левый и правый кнопочные переключатели CTR TK XFR должны быть включены(лампы OFF не горят) (рис. 6). Если летный экипаж видит, что индикатор FUEL MODE SEL MAN включен, необходимо его выключить, т.к.он должен быть выключен на этом этапе.
(рис.6) Конфигурация верхней панели FUEL согласно – SOP «cockpit preparation» (все индикаторы выключены)
SOP требует, чтобы экипаж убедился в том, что кнопка FUEL MODE SEL была установлена в положение AUTO при выполнении SOP «cockpit preparation» (рис.7). Специальное предостережение предупреждает летный экипаж о возможной утечке топлива, если FUEL MODE SEL установлен в положение MAN на земле, когда кнопочные переключатели CTR TK L XFR и TR TK R XFR не находятся в положении OFF .
(рис.7) Взято из раздела «Cockpit preparation» (A320 FCOM PRO-NOR-SOP - Fuel)
Что делать в случае разлива топлива?
В случае утечки топлива Airbus рекомендует следующие действия:
Выполните задание TSM (Troubleshooting Manual) «Refuel - Fuel Spillage From NACA Vent During Refuel», чтобы определить первопричину утечки.
Сообщите Airbus о случае утечки топлива.
Чистого неба и мягких посадок!
Дорогие друзья!
Если у вас имеется желание писать статьи и публиковаться на нашем сайте, вы без труда можете это сделать! Стать автором нашего сайта не так сложно как кажется.
Авиаторы (тем более на карантине) желающие поделиться своим опытом и советами с коллегами, имеют возможность публиковаться на страницах нашего сайта.
Все что для этого требуется это добавить материал в раздел "Статьи", далее наши модераторы проверят его, оформят и опубликуют на сайте для всех, с указанием вашего авторства.
Все просто!
Вы также можете связаться с нами через Форму обратной связи или написав нам на почту skywaypublic @ gmail.com
|
Источник: https://safetyfirst.airbus.com/avoiding-fuel-spills-on-a320-family-aircraft/ |