ILS (Instrument Landing System) — инструментальная система посадки или радиомаячная система посадки, предназначена для точного наведения ВС на конечном участке захода на посадку. В ILS входит наземное и бортовое оборудование. В данной статье рассмотрим наземное оборудование, которое включает в себя: – курсовой и глиссадный радиомаяки (Localizer, Glide Slope Transmitter); – маркерные маяки (OM, MM, IM — в ILS II категории); – приводные радиостанции (Compass Locator); – дальномерное оборудование (DME) (не во всех ILS); – огни подхода (Approach Lights), огни зоны приземления (Touchdown Lights), осевые огни (Centerline Lights) и огни ВПП (Runway Edge Lights). Опознавание маяка осуществляется передачей от двух до четырех букв кодом Морзе.
Курсовой радиомаяк (КРМ) представляет собой наземное радиотехническое устройство, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном (ВС) относительно посадочного курса при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения (ВПР). Антенна курсового радиомаяка (локалайзер) используется для горизонтального наведения и устанавливается на продолжении осевой линии ВПП на расстоянии 425 - 1200 м. от ближнего торца ВПП со стороны противоположной направлению захода на посадку, боковое смещение антенны КРМ от продолжения осевой линии ВПП не допускается. Курсовой радиомаяк передает сигналы на частотах от 108,1 МГц до 111,95 МГц включительно (только нечетные десятые доли). Сигнал (луч) с курсового радиомаяка имеет определенную зону действия. Эта зона простирается от его антенной системы на следующие расстояния: – 46 км (25 м. миль) в пределах сектора ±10° от осевой линии ВПП переднего (фронтального) сектора; – 31 км (17 м. миль) в пределах ±35° от осевой линии ВПП фронтального сектора. В соответствии с требованиями FAA США эти расстояния следующие: 18 м. миль (33 км) и 10 м. миль (18,5 км). Зона курса в зависимости от категории ILS имеет ширину от 3° до 6° и соответствует полному отклонению курсовой планки прибора типа ПНП (CDI) от одного крайнего положения до другого (У порога взлетно-посадочной полосы ширина зоны составляет 700 футов). Два сигнала передаются по обе стороны от оси луча локалайзера отображаемого на приборе в кабине как "на курсе": с частотой 90 Гц и с частотой 150 Гц. Место пересечения двух частот совпадает с продолженной осевой линией взлетно-посадочной полосы. Приемник ILS интерпретирует перекрытие двух частот и определяет отклонился ли самолет в сторону от курсового радиомаяка или же он летит строго по центру. Сигналы курсового радиомаяка могут приниматься и за пределами зоны луча, однако точность курсового маяка гарантирована только в пределах 10° по обе стороны от ВПП до расстояния 18 м. миль (33 км) и в пределах 35° по обе стороны от осевой линии ВПП на расстоянии 10 м. миль (18,5 км) от антенны локалайзера.
Глиссадный радиомаяк (ГРМ) представляет собой наземное радиотехническое устройство, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления ВС в вертикальной плоскости относительно установленного угла наклона линии глиссады при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения (ВПР). Антенна ГРМ обычно располагается на удалении от 200-250 м. (750 до 1250 фт.) от торца взлетно-посадочной полосы со стороны захода на посадку и на расстоянии 120-180 м. (400 до 600 фт.) от осевой линии ВПП. Она расположена в районе разметки точки прицеливания. Принцип работы глиссадного радиомаяка такая же как у курсового, но только в другой плоскости. Оборудование передает лепестки частотой 90 Гц и 150 Гц, которые интерпретируются приемником ILS. Зона действия глиссадного радиомаяка в горизонтальной плоскости ±8° от оси ВПП, в вертикальной плоскости ширина луча 1,4° (по 0,7° по обе стороны от луча), центр этого луча может иметь угол наклона относительно линии горизонта от 2°40' до 4°. В США в соответствии с требованиями FAA предельное значение угла может достигать 6,4°. Дальность действия глиссадного радиомаяка не менее 18,5 км (10 м. миль). Продолженный вниз участок глиссады над порогом ВПП образует в пространстве точку, которая именуется опорной точкой глиссады. Относительная высота этой точки — TCH (Threshold Crossing Height) указывается на карте захода на посадку в разделе вертикального профиля. TCH — теоретическая высота над порогом ВПП, на которой была бы глиссадная антенна ВС, если бы ВС выдерживало траекторию, установленную биссектрисой глиссады ILS. Знание данной высоты необходимо пилоту для соотношения расстояния (для ВС большого размера) между глиссадной антенной, шасси ВС и ВПП. В отношении термина «глиссада» существуют два определения: GLIDE PATH (ИКАО) и GLIDE SLOPE (GS) (США). Широко используется наклон глиссады под углом 3°.
Объекты расположенные в пределах 5000 фт. (1500 м.) над землей имеют свойство отражать радиосигналы, в том числе глиссады. Это физическое явление может приводить к появлению так называемых "ложных глиссад". Ложные глиссады обычно располагаются под углами 9°, 12° и 15° к ВПП. В процессе обучения, пилотам рекомендуют захватывать глиссаду снизу а не сверху, как раз для предотвращения возможного захвата "ложной" глиссады. В случае захвата ложной глиссады, ВС снижается под более крутым углом к взлетно-посадочной полосе.
Маркерные радиомаяки работают на частоте 75 МГц, излучая сигнал узким пучком вверх. Когда самолёт пролетает над маркерным маяком, включается система оповещения — мигает специальный индикатор на приборной панели и издаётся звуковой сигнал. Ближний и дальний маркерные маяки в отечественных аэропортах обычно устанавливаются вместе с приводными радиостанциями. Данные сооружения называется БПРМ (ближняя приводная радиостанция с маркером) и ДПРМ (дальняя приводная радиостанция с маркером) соответственно. Дальний маркерный радиомаяк или внешний маркер (световой индикатор мигает синим цветом) устанавливается на расстоянии 4000±100 м от торца ВПП. В этой точке самолёт, двигаясь на высоте, указанной в схеме захода, (примерно 210-220 м.) должен проконтролировать работу курсо-глиссадной системы (КГС), текущую высоту полёта и продолжить снижение. Ближний маркерный маяк / Средний маркер (световой индикатор мигает желтым цветом) устанавливается в том месте, где высота глиссады, обычно, равна высоте принятия решения (ВПР) для CAT I. Расположен на расстоянии 1060±150 м. от торца полосы. Сигнализация пролёта данной точки дополнительно информирует пилотов, что они находятся в непосредственной близости от полосы и по-прежнему находятся на посадочной прямой. Внутренний маркерный маяк / Внутренний маркер (световой индикатор мигает белым) используется редко, устанавливается для дополнительного сигнала о проходе над торцом ВПП в условиях низкой видимости. Обычно это место, где самолёт достигает точки минимума по CAT II (примерно 10-20 м). На конкретном заходе на посадку, не обязательно использовать все три маяка, иногда их число сокращают до двух и даже одного.
Существуют различные системы огней подхода (ALS — Approach Light System) для обеспечения наведения ВС для посадки на ВПП. Согласно Европейским правилам, опубликованным в документе Commission Regulation (EC) No 859/2008 светотехническое оборудование ВПП подразделяется на классы согласно табл. 1.1.
Посадочные огни располагаются вдоль всей длины ВПП двумя параллельными рядами на одинаковом удалении от осевой линии с одинаковым интервалом: не более 60 м для ВПП, оборудованной системой посадки, и не более 100 м — для необорудованной ВПП. Посадочные огни указываются аббревиатурой: RL — Low Intensity Runway Lights or intensity not specified (огни ВПП малой интенсивности или интенсивность точно не определена); MIRL — Medium Intensity Runway Edge Lights (боковые огни ВПП средней интенсивности); HIRL — High Intensity Runway Edge Lights (боковые огни ВПП высокой интенсивности).
Осевые огни ВПП предусматриваются на ВПП, оборудованной для точного захода на посадку по CAT II и III. Осевые огни ВПП располагаются от порога до конца ВПП. Осевые огни ВПП имеют следующую аббревиатуру: CL — Centerline Lights. Осевые огни со стандартной конфигурацией: сначала белые, затем чередующиеся: белые и красные огни длиной 2000 футов (610 м) за 1000 футов (305 м) до конца ВПП и красные огни длиной 1000 футов (305 м) от конца ВПП.
Огни зоны приземления устанавливаются на протяжении 900 м, начиная от порога ВПП, излучают белый цвет и имеют аббревиатуру: TDZ — Touchdown Zone Lights (Огни зоны приземления). __________________________________________________________ Пример индикации на пилотажных приборах современных ВС при заходе на посадку по системе ИЛС.
Дорогие друзья! Если у вас имеется желание писать статьи и публиковаться на нашем сайте, вы без труда можете это сделать! Стать автором нашего сайта не так сложно как кажется. Авиаторы, желающие поделиться своим опытом и советами с коллегами, имеют возможность публиковаться на страницах нашего сайта. Все что для этого требуется это добавить материал в раздел "Статьи", далее наши модераторы проверят его, оформят и опубликуют на сайте для всех, с указанием вашего авторства. Все просто! skywaypublic @ gmail.com
| |||||||||||
| |||||||||||
Просмотров: 1876 | | |
Всего комментариев: 0 | |