QNH, QNE, QBB, QFE и пр. являются условными обозначениями и заимствованы авиацией из так называемого Q-кода.
Q-код (Q — от английского слова Question (вопрос)) был введен на Конгрессе Радиотелеграфистов, который состоялся в Лондоне в 1912 году как способ создания специальной сокращенной системы условных знаков (букв) для азбуки Морзе; использовался Q-код как в любительской, так и в профессиональной радиосвязи, например, для нужд судоходства. Q-код состоит из большого количества трехбуквенных сочетаний, начинающихся с буквы Q, из которых группы с QAA до QNZ позднее были зарезервированы для аэронавигационного обеспечения.
Гражданская авиация впервые стала использовать радиопередачи в начале 30-х годов двадцатого столетия, и вся радиосвязь осуществлялась азбукой Морзе посредством безпроводного радиотелеграфа, используя Q-код. Каждая группа кода имела конкретное значение (целые фразы), оно оставалось неизменным, невзирая на язык, которым пользовался оператор, таким образом, практически преодолевались коммуникационные проблемы международного обеспечения (позднее перешли к речевой коммуникации через высокочастотный и очень высокочастотный радиотелефоны, что сделало необходимым принятие английского как международного языка для авиации).
Каждая группа Q-кода является одновременно вопросом и ответом, в зависимости от направления связи. Например, первой группа кода в разделе аэронавигация была группа QAA. Как вопрос от наземной станции к воздушному судну QAA означала: «Ваше расчетное время прибытия?» Как ответ с воздушного судна к наземной станции QAA: «Расчетное время прибытия ...» .Таким образом, переданная информация в виде QAA1200 означала: «Расчетное время прибытия 12.00 часов».
Хотя беспроводная телеграфная связь фактически в наши дни не используется, некоторые условные обозначения Q-кода, как например, QNH, QBB, QNE или QFE, до сих пор успешно применяются в аэронавигации. Полное описание Q-кода содержится в ICAO Doc8400: Правила Аэронавигационного обслуживания. Сокращения и коды ИКАО. На данный момент действует 9 издание от 2016 года.
Условные обозначения такие как QNH и QFE используются, главным образом, в радиотелефонных переговорах экипажа с диспетчерской службой управления воздушного движения, так как пилотам для установки высотомера необходимо знать приведенное давление к среднему уровню моря — QNH (QNH — Question Nautical Height — Вопрос Морская Высота) или, в некоторых случаях, давление на уровне порога ВПП — QFE (QFE — Question Field Elevation: Вопрос Высота Аэродрома).
|