Согласно Руководства по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) Doc9976 планирование 3% ERA представляет собой основанный на эксплуатационных характеристиках метод соблюдения требований п. 4.3.6.3 c) части I Приложения 6*, который позволяет рассчитывать запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств с учетом "применения современных средств использования запасных аэродромов" согласно п. 4.3.6.6 b) ii) части I Приложения 6*.
FUEL EN-ROUTE ALTERNATE AERODROME (FUEL ERA) – пригодный для посадки аэродром, который планируется использовать в случае необходимости дозаправки ВС топливом (в случае, если топлива на борту ВС недостаточно для завершения полета на аэродроме назначения).
Метод планирования 3% ERA аналогичен изменению плана полета в полете в том отношении, что он предусматривает обязательное указание в OFP запасного аэродрома на маршруте, который располагается вдоль второй части маршрута и до достижения аэродрома назначения. Такое назначение ERA основывается на качественном и количественном допущении о том, что, даже если 3-процентный запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств будет использован до достижения запланированного коммерческого аэродрома назначения, на борту будет оставаться достаточное количество топлива для выполнения посадки на этом ERA с финальным резервом топлива.
Метод планирования 3 % ERA разработан на основе количественных данных о том, что более консервативные или директивные методы планирования приводят к наличию на борту излишнего топлива при выполнении дальних полетов. Такой вывод основывается на постоянном контроле при выполнении всех полетов остатков топлива на аэродромах назначения, имеющем целью гарантировать, насколько это практически возможно, что будущие полеты будут выполняться с достаточным количеством топлива, включая запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и финальный резерв топлива, для безопасного завершения планируемого полета.
Государствами, имеющим опыт и технические возможности контролировать и измерять эксплуатационные характеристики деятельности эксплуатанта, разрешается компетентным эксплуатантам соблюдать положения п. 4.3.6.3 c) части I Приложения 6*, используя метод планирования 3% ERA, при условии выполнения основных требований, касающихся основанных на эксплуатационных характеристиках вариантов правил и описанных в главе 5 Руководства по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) Doc9976, а также приведенных ниже дополнительных критериев.
Эксплуатант должен:
— Внедрить специальную для воздушного судна программу FCM для контроля фактических характеристик расхода топлива конкретного самолета, использующего планирование запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств по методу 3% ERA.
— Внедрить политику управления расходом топлива в полете в соответствии с п. 4.3.7 части I Приложения 6, которая будет положена в основу практического использования метода 3% ERA. Эта политика должна предоставлять летному экипажу конкретные инструкции в отношении наиболее эффективных действий в том случае, когда запас топлива на случай непредвиденных обстоятельств полностью израсходован до достижения аэродрома назначения.
— Выбирать аэродром при планировании запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств по методу 3% ERA только тогда, когда соответствующие метеорологические сводки или прогнозы или любое их сочетание показывают, что в течение периода, начинающегося за один час до и заканчивающегося через один час после расчетного времени прибытия на аэродром 3% ERA, метеорологические условия будут соответствовать или превышать утвержденные эксплуатантом планируемые минимумы.
— Использовать аэродром 3% ERA только в метеорологических условиях, соответствующих или превышающих применяемые посадочные минимумы.
— Принимать меры к тому чтобы аэродром 3% ERA располагался в пределах круга, радиус которого равняется 20 % полного расстояния по плану полета, а центр которого лежит на запланированном маршруте на расстоянии от аэродрома назначения, равном 25 % полного расстояния по плану полета, или по крайней мере 20 % полного расстояния по плану полета плюс 50 м. миль, в зависимости от того, что бóльше, при этом все расстояния должны рассчитываться для штилевых условий (см. рис. ниже).
Примечание. Расчет топлива с учетом местоположения ERA не производится. Расположение ERA внутри установленного круга позволяет по своему определению выполнить безопасную посадку на ERA, если уход на запасной аэродром осуществляется на крейсерском эшелоне на второй половине маршрута.
Эксплуатанты, планирующие соблюдать положения п. 4.3.6.3 c) части I Приложения 6*, используя 3% ERA, должны продемонстрировать следующие процессы и инструменты управления в дополнение к указанным в главе 5 Руководства по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) Doc9976:
— Процессы и процедуры определения периода использования аэродрома 3% ERA и метод расчета расчетного времени прибытия. В течение этого периода, который начинается за один час до и заканчивается через один час после времени прибытия на аэродром 3% ERA, метеорологические условия будут соответствовать или превышать утвержденные эксплуатантом планируемые минимумы. Период использования аэродрома 3% ERA должен также указываться в OFP.
— Процессы или процедуры, которые учитывают полное израсходование запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств (плюс дискреционный запас, если предусматривается) до достижения аэродрома назначения, включая предпринимаемые действия в такой ситуации. Командир воздушного судна должен также иметь четкие инструкции в отношении того, когда уходить на аэродром 3% ERA или другой пригодный аэродром.
Эксплуатанты, планирующие соблюдать положения п. 4.3.6.3 c) части I Приложения 6*, используя метод планирования 3% ERA, должны продемонстрировать способность представлять, измерять и анализировать основные данные с целью идентификации, анализа и устранения потенциальных рисков для безопасности полета в соответствии с главой 5 Руководства по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) Doc9976.
Целостность данных — процессы, позволяющие получать необходимую для обеспечения безопасности полета целостность данных, используемых при расчетах запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств с выбором ERA.
* — пункт 4.3.6.3 части I Приложения 6 |
c) - запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, который представляет собой количество топлива, требующегося для компенсации непредвиденных факторов. Он составляет 5 % от запланированного количества топлива для полета по маршруту или топлива, требующегося для полета от точки изменения плана полета, рассчитанного на основе нормы расхода топлива, используемой для планирования количества топлива для полета по маршруту, но в любом случае запас топлива не должен быть меньше требуемого для полета в течение 5 мин со скоростью полета в зоне ожидания на высоте 450 м (1500 фут) над аэродромом пункта назначения при стандартных условиях.
Примечание. Непредвиденными факторами являются такие факторы, которые могут повлиять на расход топлива при полете до аэродрома пункта назначения, такие как отклонение от показателей ожидаемого потребления топлива для конкретного самолета, отклонение от прогнозируемых метеорологических условий, увеличенное время задержек и отклонение от планируемых маршрутов и/или крейсерских эшелонов полета; |
* — пункт 4.3.6.6 части I Приложения 6 |
Несмотря на положения п. 4.3.6.3 а), b), с), d) и f), государство эксплуатанта может на основе результатов проведенной эксплуатантом оценки риска для безопасности полетов, которая продемонстрировала способы эквивалентного поддержания уровня безопасности полетов, утвердить варианты предполетного расчета запаса топлива для руления, полета по маршруту, непредвиденной ситуации, полета до запасного аэродрома пункта назначения и дополнительного запаса топлива. Конкретная оценка риска для безопасности полетов включает в себя, по крайней мере, следующее:
а) расчеты запаса топлива для полета по маршруту;
b) возможности эксплуатанта, позволяющие:
i) определять автоматизированный метод, который включает программу мониторинга за расходом топлива; и/или
ii) применять современные средства использования запасных аэродромов;
|
|