Авиационная транспортная система (АТС) – совокупность совместно действующих и взаимодействующих между собой авиационных, технических средств (ВС и наземные средства обеспечения полетов) структурно организационного персонала, их эксплуатирующего, а также системы организации и управления процессами летной и технической эксплуатации авиационной техники, функционированием производственных подразделений, предприятий и авиатранспортной отрасли в целом. АТС, как и значительная часть ее элементов, которые могут рассматриваться как системы более низкого уровня, обладают признаками сложных систем: – наличие сложной целенаправленной системной функции, реализуемой большим числом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
Техническая сложность современной АТС, многочисленность служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатирующих воздушные суда в широком диапазоне погодных и климатических условий, порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета. Система «Экипаж – воздушное судно» («Э – ВС») составляет ядро АТС. Поскольку экипаж и воздушное судно являются непосредственными исполнителями полета, то свойства АТС в наибольшей мере зависят от качества их работы. В течение всего времени полета в тесной взаимосвязи с системой «Э – ВС» функционирует система управления воздушным движением, являющаяся составной частью системы организации воздушного движения (ОрВД). Она получает информацию о параметрах состояния системы «Э – ВС», необходимую для выполнения полета внешнюю информацию, обрабатывает ее и выдает на борт ВС решение, принятое на основании информационного анализа. Таким образом, диспетчер УВД также принимает участие в управлении полетом ВС, за что его образно называют «наземным членом экипажа ВС», но его действия всегда опосредованы действиями летного экипажа. Система обеспечения полета включает в себя следующие элементы: – организацию летной работы;
Сохранение летной годности ВС, реализуемое силами и средствами различных авиапредприятий (авиакомпании, аэропорта и (или) авиаремонтного предприятия) направлено на обеспечение требуемого уровня надежности работы авиационной техники на основе реализации высокоэффективных технологий технического обслуживания и ремонта (ТОиР), контроль соблюдения принятых технологий и качества работ, обучения инженерно-технического персонала. Эти два вида деятельности в наземном обеспечении полетов тесно взаимосвязаны с системой «Э – ВС» и, взаимодействуя с ней на этапах наземной подготовки полетов, оказывают определяющее влияние на качество ее работы в полете. Аэронавигационное обеспечение полетов осуществляется в целях безопасной, точной и экономичной аэронавигации и включает следующие мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов: – формирование (установление) заданных траекторий полетов ВС;
Объем и порядок обеспечения метеорологической информацией на каждом аэродроме определяются инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме. Сведения о погоде, полученные от экипажей воздушных судов во время полета и после посадки, могут использоваться метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды. Наблюдения за возникновением, развитием и окончанием явлений погоды, опасных для авиации, ведутся непрерывно. Экипажи воздушных судов, находящихся в полете, получают данные о погоде по системам вещания метеорологической информации (ATIS, VOLMET, радиовещательные каналы ВЧ и ОВЧ).
Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Инженерно–авиационное обеспечение включает: – поддержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией воздушных судов;
Авиатопливообеспечение осуществляется в целях заправки воздушных судов кондиционными авиационными ГСМ и включают прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку (обработку) ВС. Аэродромное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Порядок расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации определяется в Инструкции по производству полетов (Аэронавигационном паспорте аэродрома). Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянок (МС), перронов и грунтовых аэродромов производится в соответствии с установленными требованиями. Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет оператор аэропорта, выполняющий аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению. Электросветотехническое обеспечение полетов включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) в целях поддержания технического состояния и эксплуатационных параметров оборудования, обеспечивающего безопасность полетов, и предусматривает: – содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;
Орнитологическое обеспечение полетов – комплекс организационных, оперативных и других мероприятий, в том числе мероприятий по преобразованию территорий, осуществляемых в целях предотвращения столкновений ВС с птицами. Организационное обеспечение полетов воздушных судов состоит в обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту отправления (назначения) и распределении коммерческой загрузки на борту ВС с учетом соблюдения установленных ограничений по весу и центровке, эффективного использования его полезных объемов и грузоподъемности, а также оформлении сопроводительной документации при соблюдении требований безопасности полетов. Обеспечение авиационной безопасности при выполнении полетов осуществляется в целях предотвращения незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в соответствии с требованиями нормативных документов по авиационной безопасности. Медицинское обеспечение полетов осуществляется в целях повышения безопасности полетов посредством сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и профессионального долголетия, а также медицинского освидетельствования авиационного персонала. Члены экипажа ВС, диспетчерский персонал органов ОВД, независимо от занимаемой должности, перед выполнением полетного задания в установленном порядке проходят предполетный (предсменный) медицинский осмотр. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется в целях своевременного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажам ВС, терпящих бедствие, и их эвакуации. Поиск терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и спасание их пассажиров и экипажей организуют и осуществляют соответствующие уполномоченные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания. | |
| |
Просмотров: 4654 | |
Всего комментариев: 0 | |