Авиационно-транспортная система гражданской авиации

Авиационно-транспортная система гражданской авиации

Авиационная транспортная система (АТС) – совокупность совместно действующих и взаимодействующих между собой авиационных, технических средств (ВС и наземные средства обеспечения полетов) структурно организационного персонала, их эксплуатирующего, а также системы организации и управления процессами летной и технической эксплуатации авиационной техники, функционированием производственных подразделений, предприятий и авиатранспортной отрасли в целом.

АТС, как и значительная часть ее элементов, которые могут рассматриваться как системы более низкого уровня, обладают признаками сложных систем:

 – наличие сложной целенаправленной системной функции, реализуемой большим числом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
 – возможность разделения системы на подсистемы, задачи которых подчинены общей цели функционирования всей системы;
 – наличие управления, имеющего иерархическую структуру, с использованием интенсивных потоков информации;
 – существенное воздействие на состояние системы случайных факторов, в том числе факторов внешней среды и т. д.


АТС включает экипаж, ВС и взаимодействующие с ними системы управления воздушным движением (УВД), наземного обеспечения полетов (ОП), включая организацию летной работы (ОЛР) и инженерно-техническое обеспечение (сохранение летной годности ВС) и другие виды деятельности авиакомпаний и аэродромных служб государственного регулирования деятельности ГА.

Техническая сложность современной АТС, многочисленность служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатирующих воздушные суда в широком диапазоне погодных и климатических условий, порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета.

Система «Экипаж – воздушное судно» («Э – ВС») составляет ядро АТС. Поскольку экипаж и воздушное судно являются непосредственными исполнителями полета, то свойства АТС в наибольшей мере зависят от качества их работы.

В течение всего времени полета в тесной взаимосвязи с системой «Э – ВС» функционирует система управления воздушным движением, являющаяся составной частью системы организации воздушного движения (ОрВД). Она получает информацию о параметрах состояния системы «Э – ВС», необходимую для выполнения полета внешнюю информацию, обрабатывает ее и выдает на борт ВС решение, принятое на основании информационного анализа. Таким образом, диспетчер УВД также принимает участие в управлении полетом ВС, за что его образно называют «наземным членом экипажа ВС», но его действия всегда опосредованы действиями летного экипажа.

Система обеспечения полета включает в себя следующие элементы:

  – организацию летной работы;
  – сохранение летной годности ВС, т. е. инженерно-техническое обеспечение;
 – наземное обеспечение полетов (штурманское, аэронавигационное метеорологическое, аэродромное и обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ), электросветотехническое, радиотехническое радиолокационное, медицинское, орнитологическое, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, обеспечение авиаперевозок и авиационной безопасности);
  – государственное регулирование.


Организация летной работы призвана обеспечивать организационную поддержку качества летной работы путем соответствующей организации и планирования полете, летно-методической работы с экипажами ВС, контроля летной деятельности, обучения летного состава.

Сохранение летной годности ВС, реализуемое силами и средствами различных авиапредприятий (авиакомпании, аэропорта и (или) авиаремонтного предприятия) направлено на обеспечение требуемого уровня надежности работы авиационной техники на основе реализации высокоэффективных технологий технического обслуживания и ремонта (ТОиР), контроль соблюдения принятых технологий и качества работ, обучения инженерно-технического персонала.

Эти два вида деятельности в наземном обеспечении полетов тесно взаимосвязаны с системой «Э – ВС» и, взаимодействуя с ней на этапах наземной подготовки полетов, оказывают определяющее влияние на качество ее работы в полете.

из чего состоит сборник джепсен jeppesen

Аэронавигационное обеспечение полетов осуществляется в целях безопасной, точной и экономичной аэронавигации и включает следующие мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов:

 – формирование (установление) заданных траекторий полетов ВС;
 – определение эксплуатационных минимумов аэродромов;
 – сбор, обработку, издание, хранение, распространение и обеспечение летных экипажей аэронавигационной информацией;
 – навигационное планирование полетов;
 – разработку навигационных процедур;
 – информационное обеспечение пилотажно-навигационных комплексов, навигационных систем.

 

ОСНОВНЫЕ КАРТЫ ПОГОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам ВС, органам обслуживания воздушного движения и органам, осуществляющим планирование и обеспечение полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

Объем и порядок обеспечения метеорологической информацией на каждом аэродроме определяются инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме. Сведения о погоде, полученные от экипажей воздушных судов во время полета и после посадки, могут использоваться метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды. Наблюдения за возникновением, развитием и окончанием явлений погоды, опасных для авиации, ведутся непрерывно.

Экипажи воздушных судов, находящихся в полете, получают данные о погоде по системам вещания метеорологической информации (ATIS, VOLMET, радиовещательные каналы ВЧ и ОВЧ).

 

Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Инженерно–авиационное обеспечение включает:

 – поддержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией воздушных судов;
 – сбор, учет и анализ данных об отказах и неисправностях авиационной техники и об особенностях эксплуатации воздушных судов, предоставление этих данных уполномоченному органу в области гражданской авиации, внедрение мероприятий по устранению и предупреждению отказов и неисправностей;
 – учет ресурсного и технического состояния авиационной техники (АТ);
 – планирование технического обслуживания и ремонта АТ;
 – ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной документации, включая пономерную и судовую документацию;
 – работы по исследованию отказавших агрегатов;
 – обработку и анализ полетной информации;
 – работу по содержанию производственной базы для поддержания летной годности воздушных судов;
 – поддержание и повышение профессионального уровня инженерно-технического персонала;
 – поддержание и повышение технических знаний членов экипажей ВС.


К выполнению полета допускается исправное, готовое к вылету воздушное судно, которое прошло необходимое техническое обслуживание и ремонт и его годность к эксплуатации подтверждена сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РАТ).

Авиатопливообеспечение осуществляется в целях заправки воздушных судов кондиционными авиационными ГСМ и включают прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку (обработку) ВС.

Аэродромное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Порядок расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации определяется в Инструкции по производству полетов (Аэронавигационном паспорте аэродрома). Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянок (МС), перронов и грунтовых аэродромов производится в соответствии с установленными требованиями.

Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет оператор аэропорта, выполняющий аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению.

Электросветотехническое обеспечение полетов включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) в целях поддержания технического состояния и эксплуатационных параметров оборудования, обеспечивающего безопасность полетов, и предусматривает:

 – содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;
 – бесперебойное снабжение электроэнергией системы светосигнального оборудования.


Радиотехническое обеспечение полетов (РТОП) осуществляется в целях обеспечения экипажей ВС и органов ОВД связью и данными радиотехнических систем и включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС).

Орнитологическое обеспечение полетов – комплекс организационных, оперативных и других мероприятий, в том числе мероприятий по преобразованию территорий, осуществляемых в целях предотвращения столкновений ВС с птицами.

Организационное обеспечение полетов воздушных судов состоит в обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту отправления (назначения) и распределении коммерческой загрузки на борту ВС с учетом соблюдения установленных ограничений по весу и центровке, эффективного использования его полезных объемов и грузоподъемности, а также оформлении сопроводительной документации при соблюдении требований безопасности полетов.

Обеспечение авиационной безопасности при выполнении полетов осуществляется в целях предотвращения незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в соответствии с требованиями нормативных документов по авиационной безопасности.

Медицинское обеспечение полетов осуществляется в целях повышения безопасности полетов посредством сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и профессионального долголетия, а также медицинского освидетельствования авиационного персонала.

Члены экипажа ВС, диспетчерский персонал органов ОВД, независимо от занимаемой должности, перед выполнением полетного задания в установленном порядке проходят предполетный (предсменный) медицинский осмотр.

Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется в целях своевременного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажам ВС, терпящих бедствие, и их эвакуации.

Поиск терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и спасание их пассажиров и экипажей организуют и осуществляют соответствующие уполномоченные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.

Категория: Руководства | Добавил: skywaypublic (07.02.2021)
Просмотров: 3900 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 0
avatar

SkyWay Aviation Clothing

| Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика | | Рейтинг@Mail.ru