Командир воздушного судна передает сообщение MINIMUM FUEL службе УВД об остатке минимального запаса топлива, когда он должен выполнить посадку на конкретном аэродроме, и рассчитывает, что любое изменение выданного разрешения для полета на этот аэродром может привести к посадке с меньшим запасом топлива, чем запланированный финальный резерв топлива.
Примечание 1. Сообщение MINIMUM FUEL информирует службу УВД о том, что все запланированные варианты использования аэродромов сводятся к использованию конкретного аэродрома намеченной посадки, и любое изменение полученного разрешения может привести к выполнению посадки с меньшим запасом топлива, чем было запланировано для финального резерва топлива. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка.
Примечание 2. Инструктивный материал по передаче сообщений о минимальном запасе топлива содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976)".
Приложение 6 возлагает на КВС обязанность постоянно следить за тем, чтобы количество остающегося топлива было достаточным для выполнения посадки на конкретном аэродроме с наличием в баках финального резерва топлива (FINAL RESERVE*). Стандарт в п. 4.3.7.2.2 Приложения 6* дополнительно уточняет эту важную обязанность и устанавливает общую фразеологию уведомления службы УВД о возможном или неминуемом дефиците топлива.
FINAL RESERVE — Финальный резерв топлива представляет собой запас топлива, рассчитанный с использованием расчётной посадочной массы при прибытии на запасной аэродром пункта назначения или на аэродром пункта назначения, когда не требуется запасной аэродром для пункта назначения.
Для самолётов с газотурбинными двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 30 мин со скоростью полёта в зоне ожидания на высоте 1500 ft (450 м) над превышением аэродрома при стандартных условиях.
Для самолётов с поршневыми двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 45 мин на скорости и в условиях на абсолютной высоте, установленных государством эксплуатанта.
п. 4.3.6.4 части I Приложения 6 рекомендует эксплуатантам определять одно значение финального резерва топлива для каждого типа самолета и его модификации в своем парке воздушных судов, округляя его до легко запоминаемой цифры.
Пример простой таблицы финального резерва топлива
Тип самолета
Финальный резерв топлива в килограммах
B-737
1 400
B-757
1 600
B-767
2 500
B-777
3 700
B-747-400
5 000
A-319/320
1 400
A-330
2 800
Табличные значения приведены исключительно для сведения. Летные экипажи должны рассчитывать ожидаемый остаток топлива при посадке и финальный резерв топлива в соответствии с политикой и процедурами проверки запаса топлива в полете.
Финальный резерв топлива представляет собой количество топлива, необходимое для выполнения полета в течение 30 мин в режиме ожидания на высоте 450 м (1500 фут) над превышением аэродрома в стандартных условиях.
Табличные значения округлены до ближайшего значения, кратного 100, включают погрешность топливомера и основаны на максимальной посадочной массе.
Пункт 4.3.7.2.2 части I Приложения 6*дополняет также определение состояния MINIMUM FUEL в документе "Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения" (PANS-ATM) (Doc 4444), который содержит подробное описание действий диспетчеров воздушного движения, поясняющее пилотам, в каких случаях и когда следует передавать уведомление MINIMUM FUEL. Подробные положения PANS-ATM нацелены на унификацию действий по достижению общей цели, т.е. предохранению финального резерва топлива, и освещают, в частности, следующие вопросы:
a) согласование предоставления служб полетной информации и аварийного оповещения, с помощью которых сведения об обстоятельствах, с которыми столкнулся самолет, передавший уведомление MINIMUM FUEL или оказавшийся в аварийной ситуации, сообщаются передающим управление органом ОВД принимающему и любому другому органу ОВД, который может иметь отношение к данному полету;
b) стандартная фразеология, используемая службой УВД, включая предоставление информации о задержках после передачи пилотом уведомления MINIMUM FUEL;
c) процедуры УВД, касающиеся других аварийных ситуаций в полете, включая предпринимаемые действия после уведомления пилотом об аварийной ситуации или передачи уведомления MINIMUM FUEL.
Соблюдение положений п. 4.3.7.2.2 части I Приложения 6* предполагает, что политика и процедуры эксплуатанта формируют культуру, которая предохраняет финальный резерв топлива. Такие политика и процедуры, как минимум:
a) обязывают КВС постоянно оценивать ожидаемый запас топлива при посадке в соответствии с политикой и процедурами эксплуатанта, касающимися управления расходом топлива в полете;
b) определяют условия или события, которые инициируют действия летного экипажа по предохранению финального резерва топлива и, при необходимости, ускорению выполнения посадки на ближайшем пригодном аэродроме (например, незапланированные задержки прибытия, непредвиденные метеорологические условия, перерасход топлива);
c) позволяют КВС определить или рассчитать располагаемый остаток топлива, а также определить условия, когда любая дополнительная задержка может привести к выполнению посадки на конкретном аэродроме с остатком топлива менее финального резерва;
d) обязывают КВС передавать уведомление MINIMUM FUEL, когда после принятия решения о посадке на конкретном аэродроме любое изменение имеющегося диспетчерского разрешения для этого аэродрома может привести к посадке с остатком топлива менее запланированного финального резерва.
После запроса информации о задержках, уведомление MINIMUM FUEL представляет собой вторую из серии мер, обеспечивающих использование остатка топлива на борту, как это было запланировано, и сохранение, в конечном счете, финального резерва топлива. Практически, КВС должен передать уведомление MINIMUM FUEL в том случае, когда, исходя из имеющегося диспетчерского разрешения службы УВД, предполагаемый остаток топлива после посадки на аэродроме, на который следует самолет, приближается к запланированному финальному резерву топлива. Такое уведомление призвано довести до сведения диспетчера воздушного движения то, что при неизменности существующего диспетчерского разрешения самолет сможет продолжать полет согласно этому разрешению и у КВС не будет проблем с обеспечением сохранности финального резерва топлива.
Примечание 1. Пилоты не должны рассчитывать на какую-либо приоритетность обслуживания в результате передачи уведомления MINIMUM FUEL. Однако орган УВД будет информировать летный экипаж о любых дополнительных задержках и координировать свои действия при передаче управления самолетом, с тем чтобы другие органы УВД знали о ситуации с запасом топлива на борту.
Важно отметить, что общий элемент каждого сценария заключается в том, что всякий раз при передаче уведомления MINIMUM FUEL командир воздушного судна уже принял решение о выполнении посадки на конкретном аэродроме и обеспокоен тем, что посадка может произойти с остатком топлива меньше финального резерва. Важно также иметь в виду, что, хотя согласованный с органом УВД процесс предохранения финального резерва топлива обычно включает три этапа, каждая ситуация является особенной и может быть разрешена на любом этапе. Три последовательных этапа процесса заключаются в следующем:
Предохранение финального резерва топлива в соответствии с п.4.3.7 (Управление расходом топлива в полете) части I Приложения 6
Этап1
Запросить информацию о задержках, когда это необходимо (в соответствии с п. 4.3.7.2.1части I Приложения 6*)
Этап2
Передать уведомление MINUMUM FUEL, когда принято решение выполнять посадку на конкретном аэродроме и любое изменение существующего диспетчерского разрешения может привести к посадке с запасом топлива менее запланированного финального резерва (в соответствии с п. 4.3.7.2.2части I Приложения 6*)
Этап3
Передать уведомление об аварийной ситуации, когда рассчитанное количество топлива при посадке на ближайшем аэродроме, на котором можно выполнить безопасную посадку, будет менее запланированного финального резерва топлива (в соответствии с п. 4.3.7.2.3части I Приложения 6*)
При передаче сообщения о минимальном запасе топлива экипажу ВС рекомендуется использовать следующую фразеологию:
*— включение в передачу количества времени(с учетом финального резерва) не обязательно, но желательно.
СЦЕНАРИИ ПЕРЕДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ MINIMUM FUEL
Важно повторить, всякий раз при передаче уведомления MINIMUM FUEL командир воздушного судна уже принял решение о выполнении посадки на конкретном аэродроме и обеспокоен тем, что посадка может произойти с остатком топлива меньше финального резерва.
Сценарий 1.
MINIMUM FUEL – Самолет выполняет полет согласно плану полета по ППП, в котором указан запасной аэродром пункта назначения, и уходит на запасной аэродром после выполнения ожидания вблизи первоначального аэродрома назначения.
Описание:
Самолет прибывает в окрестности аэродрома назначения (UUDD) в 1500 UTC с запланированным количеством топлива на борту. Самолету предложено ожидать до передачи EFC (Expect-Further-Clearance) в 1510 UTC по причине перегруженности воздушного движения. Это является приемлемым для КВС, поскольку было заправлено достаточное количество топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств(CONTINGENCY), включая задержки. Через некоторое время становится очевидным, что 10 мин ожидания будет недостаточно для снижения перегруженности. КВС запрашивает у органа УВД информацию о задержках (в соответствии с п. 4.3.7.2.1 части I Приложения 6*), ему сообщают о необходимости дополнительной 15-минутной задержки и передаче нового EFC в 1525 UTC.
КВС проверяет запас топлива и информирует орган УВД о том, что он не может ожидать более первоначальных 10 мин и просит разрешение уйти на его запасной аэродром (UWGG). КВС получает новое диспетчерское разрешение и следует до UWGG, который теперь становится обязательным аэродромом намеченной посадки, поскольку самолет почти израсходовал свой запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и КВС обеспокоен возможным началом использования необходимых резервов.
Метеорологические условия на маршруте требуют изменения маршрута полета до запасного аэродрома, что в свою очередь требует дополнительного топлива. После обхода зоны неблагоприятных метеорологических условий и в ходе полета до запасного аэродрома КВС подсчитывает, что при отсутствии дополнительных задержек самолет выполнит посадку с запасом топлива, несколько превышающим запланированный финальный резерв топлива(FINAL RESERVE). Он также отмечает, что любые изменения действующего диспетчерского разрешения, касающегося запасного аэродрома, скорее всего приведут к посадке с остатком топлива в баках менее финального резерва.
Командир воздушного судна информирует орган УВД о ситуации путем передачи уведомления MINIMUM FUEL (в соответствии с п. 4.3.7.2.2 части I Приложения 6*). Диспетчер подтверждает прием уведомления MINIMUM FUEL и сообщает летному экипажу о том, что дополнительные задержки не предполагаются. Самолет прибывает на запасной аэродром, выполняет на нем посадку согласно ранее выданному диспетчерскому разрешению и КВС исполняет свою обязанность сохранить финальный резерв топлива.
Пояснение:
В данном сценарии самолет столкнулся с задержками, которые привели к использованию большей части запланированного запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств(CONTINGENCY), и позднее ушел на запасной аэродром (UWGG). В дополнение к небольшому количеству топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и запланированному финальному резерву топлива, на борту имелось топливо для следования до запасного аэродрома(ALTERNATE). Сценарий MINIMUM FUEL не имел места в процессе следования до первоначального аэродрома назначения (UUDD), поскольку возможность уйти на запасной аэродром без использования запланированных резервов топлива была по прежнему реальной.
Однако, когда самолет встретился с неблагоприятными метеорологическими условиями на маршруте, что заставило изменить маршрут полета до UWGG, остаток запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств был израсходован. Когда самолет возвратился на курс полета до UWGG, командир воздушного судна, исходя из количества израсходованного топлива, определил, что любые дополнительные задержки на маршруте полета до запасного аэродрома, на котором самолет обязан выполнить посадку, приведут к посадке с остатком топлива менее финального резерва.
В данном случае передача уведомления MINIMUM FUEL была обоснованной, поскольку она четко и кратко пояснила диспетчеру ситуацию с запасом топлива на самолете, как это предусмотрено п. 4.3.7.2.2 части I Приложения 6*. Иными словами, это уведомление информировало диспетчера о том, что дополнительные задержки являются неприемлемыми, и диспетчер в ответ информировал летный экипаж о том, что задержки не предполагаются. Диспетчер также затем сообщал дополнительную соответствующую информацию, продолжал информировать о возможных дополнительных задержках и сообщил все необходимые данные при передаче управления самолетом другим органам УВД. Органы УВД и летный экипаж уделяли повышенное внимание ситуации с запасом топлива, и самолет долетел до намеченного аэродрома и выполнил на нем безопасную посадку.
Важно отметить, что в данном случае уведомление MINIMUM FUEL было использовано с целью информирования о ситуации с запасом топлива на борту. Оно не являлось уведомлением ни о необходимости предпринятия срочных действий, ни об аварийной ситуации, и самолет следовал согласно диспетчерским разрешениям, соблюдая соответствующую последовательность операций. Однако орган УВД принял меры для обеспечения постоянного информирования летного экипажа о любых задержках или изменениях ранее выданного диспетчерского разрешения и был обязан координировать свои действия с другими органами УВД, передавая сведения о сценарии MINIMUM FUEL на борту самолета.
Результат:
По существу, описанные в данном сценарии события не являются необычными. Уведомление MINIMUM FUEL было просто использовано командиром воздушного судна для информирования органа УВД о том, что обстоятельства сложились таким образом, когда любое дополнительное изменение существующего диспетчерского разрешения может привести к аварийной ситуации, связанной с запасом топлива. Однако полет завершился на запасном аэродроме (UWGG), при этом были выполнены все требования к наличию топлива, включая сохранение финального резерва топлива.
Сценарий 2.
MINIMUM FUEL – Самолет выполняет полет согласно плану полетов по ППП, в котором указан запасной аэродром, и вынужден уйти на запасной аэродром
Описание:
Рейс SKYWAY912 прибывает в район запланированного аэродрома назначения UUDD, имея запас топлива (CONTINGENCY) на случай возникновения непредвиденных обстоятельств на 60 мин, запас топлива (ALTERNATE) для выполнения полета до запланированного запасного аэродрома (UUOO) и нетронутый финальный резерв топлива(FINAL RESERVE). После ожидания в течение некоторого времени и использования большей части запланированного запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, экипаж был информирован органом УВД о неопределенной задержке на аэродроме назначения вследствие неожиданного закрытия ВПП. В частности, орган УВД сообщил, что основная ВПП 32Л закрыта из-за неисправного самолета, а на другой ВПП 32П эффективность торможения сообщается как нулевая. Фактически, время до изменения EFC(Expect-Further-Clearance) указано не было и UUDD был закрыт для выполнения полета до дополнительного уведомления.
Командир воздушного судна принимает решение уходить на запланированный запасной аэродром UUOO. Хотя запланированный запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств был в основном израсходован, запланированное количество топлива для полета до запасного аэродрома остается нетронутым и достаточным для полета до UUOO. Вследствие неблагоприятных метеорологических условий в регионе, отсутствовали другие пригодные запасные аэродромы, которые бы позволили летному экипажу сохранить топливо. Несмотря на протекание полета в соответствии с принятыми при планировании допущениями, КВС передает уведомление MINIMUM FUEL (в соответствии с п. 4.3.7.2.2части I Приложения 6*) в этот момент, поскольку самолет обязан выполнить посадку на запасном аэродроме UUOO, и любые дополнительные задержки после данной точки могут привести к посадке с остатком топлива менее финального резерва.
Данная ситуация пока не превратилась в аварийную, поскольку на борту еще имеется незначительная часть запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, запланированное количество топлива для полета до запасного аэродрома UUOO и финальный резерв топлива. Однако летный экипаж обеспокоен тем, что, исходя из остатка запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, может быть приемлема только незначительная задержка. В ходе полета до UUOO экипаж получает дополнительный ресурс времени вследствие лучших, чем ожидалось, условий полета, благоприятного направления ветра и спрямления маршрута. Экипаж сообщает эту информацию органу УВД для целей согласования действий, и самолет совершает безопасную посадку в UUOO с остатком топлива, превышающим финальный резерв.
Пояснение:
Этот сценарий очень доходчиво и четко иллюстрирует правильное использование уведомления MINIMUM FUEL. В данном случае уведомление MINIMUM FUEL предназначено просто помочь КВС обеспечить сохранность финального резерва топлива, поскольку самолет обязан совершить посадку на конкретном аэродроме. Можно видеть, что, вследствие неблагоприятных метеорологических условий в данном случае, возможные для экипажа варианты являются очень ограниченными. Однако важно отметить, что КВС должен был бы передать уведомление MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL, если бы на маршруте полета до запасного аэродрома возникли дополнительные задержки и финальный резерв топлива невозможно было бы сохранить. Также важно отметить, что при наличии более близкого запасного аэродрома уведомление MINIMUM FUEL скорее всего не потребовалось бы.
Однако в данном случае самолет смог успешно долететь до своего запасного аэродрома (UUOO) и совершить посадку без каких-либо инцидентов. Информация о том, что UUDD закрыт без EFC или ожидаемого EFC, стала основной причиной решения КВС выполнять посадку в UUOO, т. е. запланированном запасном аэродроме (и в данном сценарии единственном имеющемся запасном аэродроме). Решение КВС выполнять посадку в UUOO, неприемлемость какой-либо дополнительной задержки и обязанность сохранить финальный резерв топлива являются теми условиями, которые оправдывают передачу уведомления MINIMUM FUEL.
Результат:
Этот простой пример иллюстрирует правильное использование уведомления MINIMUM FUEL. Таких сценариев несчетное количество, они могут быть обусловлены неблагоприятными метеорологическими условиями, механическими отказами, условиями воздушного движения или непредвиденными обстоятельствами. Снова, основные принципы понимания применения данного термина заключаются во-первых, в окончательном выборе аэродрома при отсутствии других возможных альтернатив, и во-вторых, в предохранении финального резерва топлива путем исключения, насколько это практически возможно, дополнительных задержек.
Важно отметить, что КВС всегда имеет возможность осуществить свои чрезвычайные полномочия в любое время. Уведомление об аварийной ситуации будет предусматривать приоритетное обслуживание и предоставит командиру право совершить посадку на ближайшем пригодном аэродроме, если обстоятельства оправдывают такие действия. Уведомление MINIMUM FUEL дает возможность командиру воздушного судна и органу УВД предпринимать совместные действия с целью сохранения финального резерва топлива и предотвращения возможного превращения ситуации в аварийную.
* — пункт 4.3.6.4 части I Приложения 6
Рекомендация. Эксплуатантам следует определять значение финального резерва топлива для каждого типа самолета и его модификации в своем самолетном парке, округляя его до легко запоминаемой цифры
* — пункт 4.3.7.2.1 части I Приложения 6
Командир воздушного судна запрашивает у службы УВД информацию о задержке, когда непредвиденные обстоятельства могут привести к посадке на аэродроме пункта назначения с меньшим запасом топлива, чем сумма финального резерва топлива и топлива, требующегося для выполнения полета до запасного или для выполнения полета до изолированного аэродрома.
* — пункт 4.3.7.2.2 части I Приложения 6
Командир воздушного судна передает сообщение MINIMUM FUEL службе УВД об остатке минимального запаса топлива, когда он должен выполнить посадку на конкретном аэродроме, и рассчитывает, что любое изменение выданного разрешения для полета на этот аэродром может привести к посадке с меньшим запасом топлива, чем запланированный финальный резерв топлива.
Примечание 1. Сообщение MINIMUM FUEL информируют службу УВД о том, что все запланированные варианты использования аэродромов сводятся к использованию конкретного аэродрома намеченной посадки, и любое изменение полученного разрешения может привести к выполнению посадки с меньшим запасом топлива, чем было запланировано для финального резерва топлива. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка.
Примечание 2. Инструктивный материал по передаче сообщений о минимальном запасе топлива содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976).
* — пункт 4.3.7.2.3 части I Приложения 6
Командир воздушного судна объявляет об аварийной ситуации, связанной с запасом топлива на борту, сообщением MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL, когда расчет предполагаемого запаса топлива на борту показывает, что после посадки на ближайшем аэродроме, на котором можно совершить безопасную посадку, запас топлива окажется ниже запланированного уровня финального резерва топлива.
Примечание 1. Запланированный финальный резерв топлива равен значению, рассчитанному в соответствии с п. 4.3.6.3 е) 1) или 2) (УКАЗАН В ПЕРВОЙ ТАБЛИЦЕ), и является минимальным количеством топлива, требующимся на момент посадки на любом аэродроме.
Примечание 2. Фраза MAYDAY FUEL передает характер состояния бедствия в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1 1 b) 3 тома II Приложения 10.
Примечание 3. Инструктивный материал по управлению расходом топлива в полете содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976).