MAYDAY FUEL – ситуация, связанная с запасом топлива на борту, когда фактический остаток топлива становится равным финальному резерву топлива или расчёт предполагаемого запаса топлива на борту показывает, что после посадки на ближайшем аэродроме, на котором можно совершить безопасную посадку, запас топлива окажется ниже запланированного уровня финального резерва топлива (FINAL RESERVE).
Примечание 1. Запланированный финальный резерв топлива равен значению, рассчитанному в соответствии с п. 4.3.6.3 e) 1) или 2) Приложения 6, и является минимальным количеством топлива, требующимся на момент посадки на любом аэродроме.
Примечание 2. Фраза MAYDAY FUEL передает характер состояния бедствия в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1.1, b) 3) тома II Приложения 10.
Примечание 3. Инструктивный материал по управлению расходом топлива в полете содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976)".
Приложение 6 возлагает на КВС обязанность постоянно следить за тем, чтобы количество остающегося топлива было достаточным для выполнения посадки на конкретном аэродроме с наличием в баках финального резерва топлива (FINAL RESERVE). Стандарт в п. 4.3.7.2.2 Приложения 6 дополнительно уточняет эту важную обязанность и устанавливает общую фразеологию уведомления службы УВД о возможном или неминуемом дефиците топлива.
FINAL RESERVE — Финальный резерв топлива представляет собой запас топлива, рассчитанный с использованием расчётной посадочной массы при прибытии на запасной аэродром пункта назначения или на аэродром пункта назначения, когда не требуется запасной аэродром для пункта назначения.
Для самолётов с газотурбинными двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 30 мин со скоростью полёта в зоне ожидания на высоте 1500 ft (450 м) над превышением аэродрома при стандартных условиях.
Для самолётов с поршневыми двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 45 мин на скорости и в условиях на абсолютной высоте, установленных государством эксплуатанта.
|
п. 4.3.6.4 части I Приложения 6 рекомендует эксплуатантам определять одно значение финального резерва топлива для каждого типа самолета и его модификации в своем парке воздушных судов, округляя его до легко запоминаемой цифры.
Предохранение финального резерва топлива в соответствии с п.4.3.7 (Управление расходом топлива в полете) части I Приложения 6
Этап1 |
Запросить информацию о задержках, когда это необходимо (в соответствии с п. 4.3.7.2.1 части I Приложения 6)
|
Этап2 |
Передать уведомление MINUMUM FUEL, когда принято решение выполнять посадку на конкретном аэродроме и любое изменение существующего диспетчерского разрешения может привести к посадке с запасом топлива менее запланированного финального резерва (в соответствии с п. 4.3.7.2.2 части I Приложения 6) |
Этап3 |
Передать уведомление об аварийной ситуации, когда рассчитанное количество топлива при посадке на ближайшем аэродроме, на котором можно выполнить безопасную посадку, будет менее запланированного финального резерва топлива (в соответствии с п. 4.3.7.2.3 части I Приложения 6) |
Пример простой таблицы финального резерва топлива
Тип самолета |
Финальный резерв топлива в килограммах |
B-737 |
1 400 |
B-757 |
1 600 |
B-767 |
2 500 |
B-777 |
3 700 |
B-747-400 |
5 000 |
A-319/320 |
1 400 |
A-330 |
2 800 |
Табличные значения приведены исключительно для сведения. Летные экипажи должны рассчитывать ожидаемый остаток топлива при посадке и финальный резерв топлива в соответствии с политикой и процедурами проверки запаса топлива в полете.
Финальный резерв топлива представляет собой количество топлива, необходимое для выполнения полета в течение 30 мин в режиме ожидания на высоте 450 м (1500 фут) над превышением аэродрома в стандартных условиях.
Табличные значения округлены до ближайшего значения, кратного 100, включают погрешность топливомера и основаны на максимальной посадочной массе.
|
Последней в серии процедурных мер, направленных на обеспечение безопасного завершения полета, является уведомление об аварийной ситуации. Согласно п. 4.3.7.2.3 части I Приложения 6 командир воздушного судна должен объявить об аварийной ситуации путем передачи уведомления MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL, когда рассчитанное располагаемое количество топлива после посадки на ближайшем пригодном аэродроме, где может быть выполнена безопасная посадка, будет менее запланированного финального резерва топлива. Это сообщение является наиболее четким и срочным уведомлением об аварийной ситуации, связанной с нехваткой располагаемого количества топлива для предохранения планируемого финального резерва топлива. Оно уведомляет о том, что командир воздушного судна и полномочный орган УВД должны немедленно предпринять необходимые действия для обеспечения скорейшей посадки самолета.
Уведомление MAYDAY используется в том случае, когда все возможности для предохранения финального резерва топлива исчерпаны и по мнению командира воздушного судна самолет будет выполнять посадку с остатком топлива в баках менее финального резерва. Слово "fuel" (топливо) используется в уведомлении просто для указания органу УВД характера аварийной ситуации. Важно также отметить, что уведомление об аварийной ситуации не только открывает для пилотов все возможные варианты (имеющиеся закрытые ВПП, военные аэродромы и пр.), но также позволяет органу УВД более гибко обслуживать самолет.
При передаче сообщения об аварийном запасе топлива экипажу ВС рекомендуется использовать следующую фразеологию:
[ATC call-sign], [Airplane call-sign], MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL |
СЦЕНАРИЙ ПЕРЕДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ MAYDAY FUEL
Важно повторить, что при передаче уведомления MAYDAY FUEL командир воздушного судна подтверждает, что фактический остаток топлива становится равным финальному резерву топлива или расчёт предполагаемого запаса топлива на борту показывает, что после посадки на ближайшем аэродроме, на котором можно совершить безопасную посадку, запас топлива окажется ниже запланированного уровня финального резерва топлива.
Сценарий 1. |
MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL – Самолет выполняет полет согласно плану полета по ППП, в котором указан запасной аэродром пункта назначения. |
Описание:
|
Самолет прибывает в район аэродрома и получает указание приступить к ожиданию в зоне южнее аэродрома назначения (UUDD). В окрестностях аэродрома назначения метеорологические условия быстро ухудшаются, при этом атмосферный фронт перемещается быстрее, чем предполагалось. Заправленное согласно плану полета количество топлива предусматривало запас топлива на ожидание в течение 60 мин по прибытии для компенсации непредвиденных метеорологических условий и задержек по причине перегруженности воздушного движения. План полета также предусматривал запас топлива для полета до запасного аэродрома (UWGG), расположенного в 250 милях северо-восточнее аэродрома назначения.
Согласно первоначальному контакту с органом УВД, самолет получил указание выполнять ожидание в течение 45 мин. Следуя по схеме ожидания, летный экипаж осуществляет свои обычные полетные обязанности, включающие повторную проверку метеорологических условий на аэродроме назначения, оценку возможного ухода на запасной аэродром в заранее установленное время, а также определение момента времени и остатка топлива, необходимого для покидания схемы ожидания и ухода на запасной аэродром.
После 40 мин ожидания орган УВД дает указание летному экипажу следовать до контрольной точки схемы ожидания, расположенной ближе к аэродрому назначения, и разрешает выполнить снижение до меньшей высоты. Указание "Ждите следующего диспетчерского разрешения (EFC– Expect-Further-Clearance)", выданное для новой контрольной точки схемы ожидания, означает дополнительные 20 мин ожидания, в течение которых будет израсходован остаток запаса топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Исходя из этого нового указания EFC, летный экипаж проводит повторный расчет ожидаемого количества топлива при посадке на аэродроме назначения и у него возникает обеспокоенность тем, что начнется использование потребных резервов топлива.
Летный экипаж уведомляет орган УВД о текущей ситуации с запасом топлива и запрашивает дополнительную информацию о задержках (в соответствии с п. 4.3.7.2.1 Приложения 6). После этого орган УВД сообщает, что летному экипажу будет разрешено следовать на аэродром назначения (первоначальный аэродром намеченной посадки) по истечении времени последнего выданного EFC или ранее. За 5 мин до истечения времени EFC летный экипаж получил разрешение следовать до IAF и информацию о том, что дополнительные задержки не предполагаются.
Вскоре после выдачи разрешения следовать до IAF, орган УВД информирует летный экипаж о том, что несколько самолетов, завершивших конечный этап захода на посадку на UUDD, предупредили о наличии сдвига ветра на малых высотах. Летный экипаж принимает решение продолжать полет, однако, к сожалению, метеорологические условия на аэродроме назначения продолжают ухудшаться, при этом преобладающий ветер и условия видимости позволяют осуществлять прибытие только на одну ВПП. Летный экипаж регистрирует заход на посадку на единственную пригодную ВПП и прерывает заход на посадку вследствие предупреждения о сдвиге ветра на начальном участке конечного этапа захода на посадку.
Понимая, что весь запас топлива на случай возникновения непредвиденных обстоятельств израсходован, летный экипаж запрашивает и получает разрешение следовать на запасной аэродром (UWGG). Одновременно командир воздушного судна передает уведомление MINIMUM FUEL (в соответствии с п. 4.3.7.2.2 Приложения 6), исходя из расчетов остатка топлива, своего решения следовать на запасной аэродром и вероятности того, что любые задержки на маршруте полета до запасного аэродрома могут привести к посадке на запасном аэродроме с остатком топлива менее финального резерва.
Орган УВД информирует о том, что дополнительные задержки не ожидаются и разрешает следовать на запасной аэродром (UWGG). В процессе полета по маршруту летный экипаж получает информацию о том, что ВПП на запасном аэродроме временно закрыта из-за неисправного самолета. Командир воздушного судна немедленно передает уведомление MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL (в соответствии с п. 4.3.7.2.3 Приложения 6). Орган УВД информирует летный экипаж о том, что можно использовать испытательный аэродром Сормово (XUDS), который находится не намного дальше, чем (UWGG). Летный экипаж знает о возможности использования (XUDS) и сообщает органу УВД о том, что самолет проследует непосредственно до (XUDS). Летный экипаж получает соответствующее разрешение и выполняет посадку на (XUDS) с остатком топлива в баках, равным 80 % от финального резерва топлива (вследствие близости чрезвычайного запасного аэродрома).
|
Пояснение: |
В данном сценарии, когда летный экипаж выполнял первоначальное ожидание в окрестности аэродрома назначения (UUDD), командир воздушного судна мог по-прежнему уйти на запасной аэродром, сохранив соответствующие резервы топлива, включая финальный резерв топлива. В этой связи в данный момент полета передача уведомления MINIMUM FUEL была бы нецелесообразной, поскольку летный экипаж еще не выбрал аэродром и на борту находилось достаточное количество топлива для сохранения финального резерва топлива после посадки на аэродроме назначения или запасном аэродроме.
Однако второе диспетчерское указание о дополнительном ожидании вызвало опасность израсходования всего количества топлива, предусмотренного для ожидания, тем самым осложнив возможность посадки на аэродроме назначения, если дополнительные задержки не предполагаются, или заблаговременного ухода на запасной аэродром. Обеспокоенность использованием топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром, инициировала запросы относительно дополнительных задержек.
Когда летный экипаж прервал заход на посадку на запланированный аэродром назначения и принял решение следовать на запасной аэродром, командир воздушного судна передал уведомление MINIMUM FUEL, поскольку финальный резерв топлива нельзя было более сохранить, если возникнут дополнительные задержки. К сожалению, в ходе полета по маршруту до запасного аэродрома (UWGG) возникли дополнительные задержки, заставившие командира воздушного судна объявить об аварийной ситуации. Передача уведомления MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL позволила командиру воздушного судна использовать его чрезвычайное право следовать на испытательный аэродром (XUDS) и выполнить там посадку, что в ином случае не разрешается.
|
Результат: |
В данном сценарии, когда самолет прервал заход на посадку на (UUDD) и проследовал на запасной аэродром (UWGG), полет все еще выполнялся, как было запланировано. Иными словами, в количестве топлива согласно плану полета была учтена возможность прерывания захода на посадку на аэродроме назначения и ухода на запасной аэродром. Однако вследствие задержек на (UUDD) и решения уйти на (UWGG), стало очевидным, что любая незначительная дополнительная задержка становится неприемлемой и это обстоятельство инициировало передачу уведомления MINIMUM FUEL.
Вплоть до этого момента полет можно было бы рассматривать как "нормальный", если бы летный экипаж не был проинформирован о временном закрытии ВПП на (UWGG). Это стало причиной передачи уведомления MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL, поскольку все возможные варианты будут, по мнению командира воздушного судна, приводить к посадке с остатком топлива менее запланированного финального резерва. Однако объявление об аварийной ситуации предоставило командиру воздушного судна дополнительные возможности. В данном случае (XUDS) , который, будучи испытательным аэродромом, в обычных условиях не используется, стал для самолета аэродромом выполнения посадки с сохранением максимально возможного остатка топлива.
|
* — пункт e) 4.3.6.3 части I Приложения 6 |
е) FINAL RESERVE — Финальный резерв топлива представляет собой запас топлива, рассчитанный с использованием расчётной посадочной массы при прибытии на запасной аэродром пункта назначения или на аэродром пункта назначения, когда не требуется запасной аэродром для пункта назначения.
1) Для самолётов с газотурбинными двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 30 мин со скоростью полёта в зоне ожидания на высоте 1500 ft (450 м) над превышением аэродрома при стандартных условиях.
2) Для самолётов с поршневыми двигателями требуется запас топлива для полёта в течение 45 мин на скорости и в условиях на абсолютной высоте, установленных государством эксплуатанта
|
* — пункт 4.3.6.4 части I Приложения 6 |
Рекомендация. Эксплуатантам следует определять значение финального резерва топлива для каждого типа самолета и его модификации в своем самолетном парке, округляя его до легко запоминаемой цифры |
* — пункт 4.3.7.2.1 части I Приложения 6 |
Командир воздушного судна запрашивает у службы УВД информацию о задержке, когда непредвиденные обстоятельства могут привести к посадке на аэродроме пункта назначения с меньшим запасом топлива, чем сумма финального резерва топлива и топлива, требующегося для выполнения полета до запасного или для выполнения полета до изолированного аэродрома. |
* — пункт 4.3.7.2.2 части I Приложения 6 |
Командир воздушного судна передает сообщение MINIMUM FUEL службе УВД об остатке минимального запаса топлива, когда он должен выполнить посадку на конкретном аэродроме, и рассчитывает, что любое изменение выданного разрешения для полета на этот аэродром может привести к посадке с меньшим запасом топлива, чем запланированный финальный резерв топлива.
Примечание 1. Сообщение MINIMUM FUEL информируют службу УВД о том, что все запланированные варианты использования аэродромов сводятся к использованию конкретного аэродрома намеченной посадки, и любое изменение полученного разрешения может привести к выполнению посадки с меньшим запасом топлива, чем было запланировано для финального резерва топлива. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка.
Примечание 2. Инструктивный материал по передаче сообщений о минимальном запасе топлива содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976).
|
* — пункт 4.3.7.2.3 части I Приложения 6 |
Командир воздушного судна объявляет об аварийной ситуации, связанной с запасом топлива на борту, сообщением MAYDAY MAYDAY MAYDAY FUEL, когда расчет предполагаемого запаса топлива на борту показывает, что после посадки на ближайшем аэродроме, на котором можно совершить безопасную посадку, запас топлива окажется ниже запланированного уровня финального резерва топлива.
Примечание 1. Запланированный финальный резерв топлива равен значению, рассчитанному в соответствии с п. 4.3.6.3 е) 1) или 2) (УКАЗАН В ПЕРВОЙ ТАБЛИЦЕ), и является минимальным количеством топлива, требующимся на момент посадки на любом аэродроме.
Примечание 2. Фраза MAYDAY FUEL передает характер состояния бедствия в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1.1 b) 3 тома II Приложения 10.
Примечание 3. Инструктивный материал по управлению расходом топлива в полете содержится в Руководстве по планированию полетов и управлению расходом топлива (FPFM) (Doc 9976).
|
* — пункт 5.3.2.1.1 тома II Приложения 10 |
В дополнение к тому, что сообщению о бедствии предшествует радиотелефонный сигнал бедствия MAYDAY, который было бы предпочтительно повторить три раза, сообщение о бедствии, посылаемое воздушным судном, терпящим бедствие:
а) передается на используемой в данное время частоте двусторонней связи "воздух – земля";
b) включает максимальное число следующих элементов, произносимых отчетливо и, по возможности, в следующем порядке:
1) название станции, которой адресуется сообщение (если позволяют время и обстоятельства);
2) опознавательный индекс воздушного судна;
3) характер состояния бедствия;
4) намерения лица, командующего воздушным судном;
5) настоящее местоположение, уровень (т. е. эшелон, абсолютная высота и т. д., в зависимости от того, что больше подходит) и курс воздушного судна
|
|